Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы обусловлена социальным запросом на переосмысление образа мира и человека и формирование новой антропологической парадигмы в контексте цифровой эпохи. Проблема человеческого бытия и онтологического статуса души человека являются фундаментальными научными проблемами
Для того, чтобы рассуждать о душе, необходимо уяснить, что включает в себя это понятие. Его неоднозначность не подвергается никаким сомнениям: согласно одним представлениям, это – нематериальная субстанция, согласно иным – это внутренний мир индивида; опираясь на другие представления, можно сказать, что душа – неотъемлемый атрибут всего живого. Вариативность определений души велика, однако произнося слово «душа», мы всегда на бытовом уровне восприятия понимаем, о чём идёт речь, хоть и не способны охватить разумом это «нечто» в полной мере .
Об осознанности того, что кроме биологических элементов в человеке (морфофизиология, биохимия, физиология) существует еще нечто неосязаемое, «витающее» над физическим телом Homo, начали говорить практически с момента появления человеческой цивилизации. Однако только в глубокой древности стали рассматривать человека не только как существо биологическое, но и как существо душевное, то есть то нечто, которое связано с дыханием, - тем, что уходит со смертью тела, что впоследствии мы будем именовать «душа».
Целью данной работы является рассмотрение представления о душе в античной психологии, анимизма.
Задачи:
- описать анимизм и Древний мир ;
- рассмотреть особенность психологической мысли в античный период: Древнюю Грецию и Древний Египет;
- описать понимание души у Фалеса и Анаксимандра, Гераклита, Пифагора, Филолая, Алкмеона, Демокрита;
- рассмотреть представление о душе в философии Платона ;
- изучить трактат «О душе» Аристотеля;
- описать продолжение античных представлений о душе: Средние века, современность.
Объект исследования – представление о душе в Античности. Предмет исследования – влияние идей о душе Античности на современное представление о душе.
Глава 1 Анимизм и жизнь человека в эпоху Древнего мира
1.1 Анимизм и Древний мир
Истоки современной психологической науки мы находим именно в античном периоде, когда начала зарождаться мысль о необходимости лечения душ говорением, то есть беседами .
Жизнь человека – это звено в бытии окружающего его природного мира. Как и все живое человек не является самодавлеющим, независимым от природной среды объектом. Само человеческое общество возникло в результате длительной эволюции природы. Общественная жизнь представляет собой высшую социальную форму движения материю.
Как свидетельствуют исторические источники и исследования последних лет, человечество не только испытывало на себе существенное воздействие природы, но уже в древности, в эпоху античности и средневековья само оказывало значительное влияние на окружающую среду. Но в этот период в производственный процесс включались ограниченные природные предметы и средства труда; изменения природы носили преимущественно локальный характер, могли устраниться естественным образом. Нарушения равновесия отношения «человек– биосфера» не проявлялись в планетарных масштабах.
Главным связующим звеном во взаимодействии человеческого общества с окружающим природным миром выступает уровень развития материального производства. Каждому качественно новому этапу развития производительных сил общества соответствовал и определенный специфический характер взаимодействия с окружающей природной средой.
Однако, преобразуя природу в соответствии со своими целями, приобретая над ней все большую власть, люди не перестают быть органической составной частью природного мира.
На ранних этапах своей истории человек еще не осознавал себя особенным феноменом природы, он ощущал себя лишь одним из многочисленных ее проявлений. С переходом к хозяйству производящего типа человек от осознания себя как составного элемента природного целого постепенно подходит к пониманию специфического характера отношений «человек – природа». Это понимание проникает в общественное сознание, начинают формироваться соответствующие философские системы, затрагивающие проблему взаимодействия человека и общества с природой.
Первоначальный этап развития культуры складывался из элементом и уровней различных типов – природно-божественного и социального, магического и эстетического. Миф в силу своей вещественности весьма сильно нуждался в выражении в форме искусства.
Сам миф создавал воображаемую реальность, духовное инобытие, означавшее интуитивный поиск абсолютного смысла жизни. Через миф и ритуал происходила духовная инсценировка реального жизненного бытия.
Миф означал наивное, эмоциональное восприятие и осознание мира. Первое мифосознание человека раскрепощало воображение и фантазию людей. Через миф происходила первичная эстетизация быта, как в реально-предметном, так и в духовном измерении. В первом случае – человек видел и осознавал всю красоту природы, принципы формообразования, и позже уже применяет их. В другом случае – вел интуитивный поиск единства и гармонии природно-божественного бытия. Игровая ситуация ритуала (с его единством музыкальной, мировоззренческой и зрелищно-танцевальной сторон) создавала ощущение свободы, полноты жизни, единства со всем сущим.
Действительность антропоморфизируется, то есть происходит как будто иллюзорное мифологическое «достраивание» бытия. Формируется эстетическая «обертка» всех элементов жизни.
Развитие античной эстетической мысли часто рассматривают как путь от натурфилософской, космологической эстетики (ранняя классика) к антропологической эстетике, эйдологической (высокая классика – V в. до н.э.) и, наконец, к эстетике позднего, эллинистического этапа.
В ранних философских системах, например, у древнегреческих материалистов, природа изображалась преимущественно как абсолютный эталон, достойный подражания. И хотя в античной философии происходит теоретическое вычленение человека из монолитной системы отношений «человек – природа», в ней принижается роль преобразующей деятельности человека, на первый план в этом взаимодействии выступает природа .
В эпоху Древнего мира (ок. 2000 г до н.э.) размышления о здоровье, о нормах и патологиях, можно уже выделить из корпуса мифов в отдельное направление. Но здесь справедливее говорить о предфилософских идеях – потому как философии в ее классическом виде – с течениями, школами и ведущими философами просто не существовало. Однако можно выделить следующие концепции: реалистические (стихийно-материалистические), онтологические, анемические и божественные (демонические). В реалистических концепциях причинами заболеваний названы природные факторы. Онтологические представления считали болезнь внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое внедряясь в тело человека извне, вызывает болезненное состояние. В анимизме заболевания считались следствием вселявшихся в тело больного духов, и связанных с этим вселением способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; как следствие – в русле этой концепции развивались «магические» способы исцеление при помощи заклинаний, амулетов и т.д.
Самые первые письменные источники, относящиеся к цивилизациям Древнего Египта (самоназвание Та-кемет) и Шумера, рассматривали феномен здоровья в неразрывной связи с социумом. Древнеегипетская «Книга Мертвых» (Папирус Ану) была одним из центральных источников для философских размышлений о жизни и смерти, о возможностях потусторонней жизни и т.п. Также источниками для рассмотрения социально-философских идей о здоровье служит ряд «медицинских папирусов» – папирус Смита , папирус Эберса, Лейденский папирус и т.д.
Во многом древнеегипетские взгляды на здоровье были сочетанием современной медицинской модели здоровья и «магической» концепции здоровья – когда для того чтобы вылечить человека проводятся определенные магические обряды. Также в русле «магической» концепции очень хорошо были развиты взгляды о духовно-физическом строении человека. Отдельно рассматривалось наличие физического тела –хат и нескольких духовных тел – ка, ба, ах, иб, сехем, шуит . Следует также отметить, что наличие или отсутствие здоровья связывалось у древних египтян с покровительством того или иного бога, и в сущности являлось отражением социальных взаимоотношений между верующими и их богами-покровителями. Здоровье являлось у древних египтян одной из основных жизненных ценностей наряду с богатством, собственностью и успехом.
В Древнем Месопотамии вся вселенная рассматривалась в виде государства. Соответственно наличие-отсутствия здоровья и заболевания определялось умением человека находится в рамках социальных отношений – подчинения-соподчинения. Высшей добродетелью считалось послушание, а вершиной пирамиды послушания являлись боги (дингир). Путь послушания – это путь к земному успеху, к высочайшим ценностям месопотамской жизни: к здоровью и долголетию, к почетному положению в общине, к богатству и обилию сыновей.
Индивидуум смотрел на великих богов как на отдаленные силы, к которым он мог взывать лишь во время каких-либо великих кризисов, тесные взаимоотношения были только с одним божеством — со своим личным богом, который выступает как персонификация успеха и удачи. Успех интерпретируется как сила, вливающаяся извне в деяния человека и делающая их результативными. В основе достигнутых успехов лежат не способности человека, так как он не имеет силы повлиять на ход событий во вселенной в сколько-нибудь заметной степени. Это может сделать только бог, поэтому, если все выходит так, как человек надеялся, или даже лучше, то, несомненно, им и его делами заинтересовался кто-то из богов, который и принес ему успех.
В картине мира, представленной в мировоззрении античности, господствовало представление о человеке как частице космоса, сам смысл человеческого существования рассматривался как момент общего космического процесса. У древних философов и мыслителей человек был космизирован в той же степени, в какой космос очеловечен.
В мифологическом и религиозном мировоззрениях четко просматривается связь человека со Вселенной. Обожествляя природный мир, миф и ранние формы религии одновременно наделяют природные силы и явления свойствами и способностями, присущими человеку. Внешнее сходство с человеком приписывается не только отдельным богам и духам, но и мирозданию в целом.
В космологических мифах и преданиях разных народов весьма распространенным было представление о том, что сама Вселенная представляет собой громадное космическое человеческое тело. Так, одно из древнерусских сказаний повествует о том, что Вселенная была сотворена от Адама, при этом из тела его возникла земля, из костей – камни, из волос трава, из крови – море.
Не только внешнее телесное сходство по представлению древних людей объединяло Вселенную и человека. Мир, подобно самому человеку, наделялся такими специфическими человеческими свойствами, как чувства, разум, воля.
Присущее архаическому мировоззрению рассмотрение всего мира как одушевленного получило название анимизма. Черты анимизма проявляются во всех формах религии, остатки его сохранились до нашего времени в языке, культуре, искусстве.
1.2 Особенность психологической мысли в античный период: Древняя Греция и Древний Египет
Итак, изучение системы верований и психологических концепций первобытных людей и народов древних цивилизаций вместе с влиянием последних на греков показывает преемственность натуралистических способов мышления, которая привела к развитию греческой научной психологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Августин Аврелий. Исповедь (пер.Сергиенко М.Е.) – Москва, 1997 - 552 с.
2) Аристотель. О душе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=159356&p=1 (дата обращения: 11.01.2023).
3) Бармина О.В. Гилозоистическое понимание бытия Фалеса//ОБЩЕСТВО, НАУКА, ИННОВАЦИИ (НПК - 2014). Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: сборник материалов: общеуниверситетская секция, БФ, ГФ, ФЭМ, ФАВТ, ФАМ, ФПМТ, ФСА, ХФ, ЭТФ. Вятский государственный университет. 2014. С. 300-304
4) Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984
5) В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт, Г.А. Франкфорт, Дж.А. Уилсон, Т.М. Якобсен. – М.: Наука, 1984. – 468 с
6) Гален К. О назначении частей человеческого тела / К. Гален. — М. : Медицина, 1971. — 555 с.
7) Гасани З.Б. Проблема взаимосвязи души и тела у Аристотеля и Декарта: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – No 2-1. Режим доступа: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2012_2-1_14.pdf (дата обращения 11.01.2023).
8) Гришанова Е.В. Становление эстетической мысли в культуре Античности//ВЕСТНИК ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ Б: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2020. № 1. С. 95-100
9) Дикеарх. О душе. — М. : Наука, 1995. — 215 с.
10) Египетская Книга мертвых. Папирус Ани Британского музея; [пер., введение и комментарии Э.А. Уоллеса Баджа / [Пер. с англ. С.В. Архиповой] – М.: Алетейя, 2003. – 416 с
11) Клеева Д.Ф. Сравнение представлений о душе в классической античной философской традиции и в античном христианстве: проблема бессмертия// СТУДЕНЧЕСКИЕ СМОЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ. Санкт-Петербургский государственный университет. 2020. С. 139-148
12) Корж Е. М. К вопросу о психологической мысли в античный период// МИР ОБРАЗОВАНИЯ - ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ. 2021. № 2. С. 30-37
13) Кузнецов В. А. Архаическое мировоззрение «семи мудрецов» как протофилософское знание// МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2019. С. 127-134
14) Лебедев Д.А. Актуальность учения Платона о душе в цифровую эпоху//ДНИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ НОВГУ. Материалы XXVII научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. В 3-х частях. Том Часть 1. Великий Новгород, 2020. С. 96-81
15) Никитина А. И. , Морозова Д. Ф. Учение Аристотеля о душе//МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022. С. 398-401
16) Пигнастая Д. Г. Анализ основных эстетических категорий Античности//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Труды IV Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 250-252
17) Пидлубный Р.А. Здоровье человека: эволюция философских взглядов Античности//ВЕСТНИК ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ Б: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2019. № 1. С. 105-113
18) Платон. Государство / перевод с древнегреческого А.Н. Егунова. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
19) Проценко М. Г. Об учении Аристотеля о душе [Электронный ресурс] / Н. Г. Проценко // Человек: дух, душа, тело/ СумДУ. - Сумы, – 1999. Режим доступа: https://essuir.sumdu.edu.ua/bitstream-download/123456789/57217/5/Protsenko_Ob_uchenyy_Arystotelia.pdf (дата обращения 11.01.2023)
20) Фролов Э.Д. Круг семи мудрецов в архаической Греции// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 1. – 2012.